Однако подлинную
государственную значимость гидрографические исследования приобрели в эпоху
Петра I, когда возникла острая необходимость в обеспечении безопасности
плавания строившегося военно-морского флота. Изучение водных путей для
установления контактов с внешним миром стало одним из основных дел Петра I.
Первыми научными исследованиями, которыми начал заниматься молодой царь, были
гидрографические работы – съемки реки Дон от Воронежа, где начал строиться
флот, до Азова, выполнявшиеся под руководством вице-адмирала Корнелия Крюйса в
1696 г.
В 1718 г. в
Санкт-Петербурге создается Адмиралтейств-коллегия – высший административный
орган управления флотом, к которому перешло руководство всеми морскими
экспедициями, гидрографическими и картографическими работами. Тем не менее,
Петр I по-прежнему лично принимал решения о производстве описи различных морей
и организации самих экспедиций. До последних дней жизни он живо интересовался
всеми вопросами, связанными с выполнением гидрографических работ в России.
Первые
гидрографические исследования Восточного океана по поручению Петра I выполнены
в 1719 г. под руководством выпускников Санкт-Петербургской морской академии –
геодезистов И.М. Еврейнова и Ф.Ф. Лужина, которым предписывалось выяснить
«сошлась ли Америка с Азией», так как об открытии Семеном Дежневым пролива
между Азией и Америкой к тому времени было забыто.
Пакетботы «Святой
Петр» и «Святой Павел» стали первыми крупными кораблями, построенными на
Дальнем Востоке России
По материалам этой
экспедиции была составлена карта Охотского моря с Курильскими островами,
основанная на астрономических пунктах, однако дойти до пролива экспедиция не
смогла, и вопрос о соединении Американского и Азиатского континентов остался
открытым. Это послужило поводом организации Адмиралтейств-коллегией первой Камчатской
экспедиции (1725-1730 гг.). Петр I собственноручно пишет наказ: «1) Надлежит на
Камчатке или в другом тамож., месте
сделать один или два бота с палубами. 2) На оных ботах плыть возле земли,
которая идет на норд и по чаянью (понеже оной конца не знают) кажется, что та
земля часть Америки. 3) И для того искать, где она сошлась с Америкой».
Командовать экспедицией Петр повелел капитану-командору Витусу Берингу,
помощниками ему назначались Алексей Чириков и Мартын Шпанберг. В июле 1727 года
вся экспедиция собралась в Охотске. Еще год ушел на то, чтобы доставить грузы
на Камчатку и построить корабль. 8 июля 1728 года его спустили на воду и дали
имя «Гавриил», Вскоре корабль вышел в море. Первая камчатская экспедиция
произвела опись северо-восточного берега Азии от реки Камчатка до мыса Дежнева
и далее по параллели 67°19' северной широты. Результатом ее деятельности явилась
карта северо-восточных берегов России. Она сразу же вошла во все атласы мира.
28 декабря 1732 г.
указом Сената была организована вторая, получившая название Великой северной
экспедиции. Весной 1735 г. в Охотске заложили два крупных корабля, и в июне
1740 г. пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» – были спущены на воду. Длиною
в 80 футов, шириною 22 фута и с осадкой в 9,5 фута, корабли поднимали по 6 тыс.
пудов груза, имели по две мачты с бригским вооружением и по 14 небольших пушек.
На «Святом Петре» было 77 человек. Командовал кораблем Беринг. «Святым Павлом»
командовал капитан Чириков, при котором состояли лейтенанты Чихачев и Плаутин,
штурманы Дементьев и Елагин. На пакетботе – «комплект служителей всех чинов 69
человек, да астрономии профессор один, при нем два солдата, да слуг офицерских
три человека, Итого всех чинов 75 человек».
8 сентября 1740 года
экспедиционные корабли покинули Охотск. Задержавшись в Большерецке-на-Камчатке,
они почти через месяц прибыли в Авачинскую губу. С этого времени поселок на ее
берегу стал называться Петропавловском. Простояв больше полугода в гавани, 4
июня 1741 года оба корабля вышли в Тихий океан, и 15 июля «Святой Павел», а 16
июля «Святой Петр» раздельно достигли берегов Америки, описав на обратном пути
гряду Алеутских и Командорских островов.
Шлюпы «Надежда» и
«Нева» прошли проливом Дрейка в Тихий океан и открыли морской путь на
Российский Дальний Восток. Крупный океанский флот Китая в те времена был
блокирован национальными междоусобными конфликтами и уже не совершал регулярных
дальних походов на север Тихого океана.
С 1803 г. началась
целая серия кругосветных и тихоокеанских плаваний русских моряков из
Санкт-Петербурга. Небольшие парусники «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф.
Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского в 1803-1806 гг. обошли вокруг земного шара,
открыли и описали многие острова Тихого океана.
На парусных шлюпах
«Восток» и «Мирный» Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1821 г. открыли и
описали новый материк — Антарктиду.
Ф.П. Литке на бриге
«Новая Земля» в 1821-1824 гг. произвел съемку островов Новая Земля в Северном
Ледовитом океане. До этого Литке совершил кругосветное плавание на шлюпе
«Камчатка» с заходом в Петропавловск-на-Камчатке и Русскую Америку на Аляске. В
1826-1829 гг. он совершил второе кругосветное плавание на шлюпе «Сенявин».
Вместе с Ф.П. Врангелем и К.П. Бэром он выступил с инициативой создания
Русского географического общества, первое Собрание которого прошло 19 сентября
1845 года. Покровителем общества стал Государь Император Александр Николаевич,
первым председателем – Государь великий князь Константин Николаевич. Ф.П.
Литке, как вице-председатель, руководил работой общества с 1846 г. С 1864 по
1880 гг. он же возглавлял – Петербургскую академию наук.
Мореплаватели всегда
были передовыми деятелями русского общества. Благодаря участию в русских
кругосветных плаваниях видных ученых мировая наука обогатилась материалами по
многим отраслям знаний, по совершенно неизученным до этого явлениям и странам.
Памятниками мореплавателям, прославившим Россию и поднявшим мореплавание страны
на новую высоту, служат многочисленные русские названия в различных пунктах
Мирового океана. Во многих уголках света сохранились и имена самих
мореплавателей. Бурное развитие мореплавания с середины 1850-х гг. потребовало
активизации гидрографических работ на морском побережье и значительного
улучшения корабельного навигационного оборудования.
Фрегаты «Аврора»,
«Диана», «Паллада» и военный транспорт «Байкал» составили Тихоокеанский флот
Амурской экспедиции адмирала Г.И. Невельского, противостоявшей объединенному
англо-французскому флоту на Дальнем Востоке России. В соответствии с
действовавшими тогда соглашениями все действия русской миссии согласовывались с
китайскими властями в Пекине. Но главным военным союзником русского флота все
же оставались только холодные ветра, постоянные туманы и неистовые шторма
дальневосточных морей.
Исследование и
освоение заснеженных дальневосточных территорий и океанских берегов в северной
части Тихого океана приходится на очень сложный исторический период – на
середину XIX века, и связано с именем мореплавателя адмирала Геннадия Ивановича
Невельского, с именами его доблестных сподвижников. Г.И. Невельской на военном
транспорте «Байкал» в 1848-1849 гг. совершил переход с Балтийского моря в Тихий
океан, исследовал Амурский лиман и установил, что Сахалин является островом,
показал фарватеры, по которым в Амур могут
проходить морские суда. Транспорт «Байкал», фрегаты «Аврора», «Диана» и
«Паллада» образовали в те годы как основу Дальневосточного военно-морского, так
и научно-гидрографического флота России. Возглавляемая адмиралом Г.И.
Невельским Амурская экспедиция (1950-1856 гг.), основанные в ее ходе
многочисленные посты в устье Амура и на острове Сахалин, позволили без единого
выстрела отстоять Приморье, Приамурье и Сахалин для Отечества.
Одно только
перечисление научно-практических достижений российских гидрографов, картографов
и геодезистов не даёт полной картины совершённых ими подвигов во имя будущего
освоения планеты. Во все времена их работа – это работа в полевых условиях. Но
во все времена у них было нежно-трогательное отношение к своим измерительным инструментам,
мастерство и умение в их изготовлении, выверке, использовании и ремонте. Всегда
геодезические, картографические и гидрографические работы по своей точности
значительно опережали многие практические науки своего времени. Строжайшая
сохранность и секретность итоговых материалов экспедиций, полное понимание
важности работ для государства, братское отношение к коллегам по совместным
экспедициям. Независимо от политической обстановки, погодных условий, состояния
собственного здоровья – экспедиционные работы выполнялись с надлежащей
тщательностью. Но и государство всячески поддерживало своих первопроходцев.
Стоит отметить тот факт, что в мирное время все корабли Императорского флота
широко привлекались к обеспечению гидрографических исследований. Месяцами
броненосец мог ждать у заданного участка побережья прибытия исследователей для
их последующей доставки в порт или на другой маршрут.
Танкер «Оха»,
морская стационарная нефтедобывающая платформа «Моликпак» и самоподъемная
буровая платформа «Сахалинская» на северо-восточном шельфе острова Сахалин в
1999 г. Столь сложные морские сооружения устанавливаются в мелководных
акваториях с наибольшей штормовой опасностью. Для предотвращения чрезвычайных и
аварийных ситуаций требуется комплексное гидрометеорологическое обеспечение и
гидрографическое обустройство морского района и близлежащего побережья
исп. ресурсы интернета: http://kreyziblog.blogspot.com/p/8.html
исп. ресурсы интернета: http://kreyziblog.blogspot.com/p/8.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий